Профориентация

О нормах законодательства при трудоустройстве несовершеннолетних

развернуть

О нормах законодательства при трудоустройстве несовершеннолетних.

Заключение трудового договора.

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет (ст.21 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК)).

С лицом, достигшим 14 лет, трудовой договор может быть заключен лишь с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) (ст.21ТК). Такое согласие может быть выражено путем подачи на имя нанимателя отдельного письменного заявления.

Нотариального заверения согласия на трудоустройство несовершеннолетнего законодательством не предусмотрено.

Примерная форма трудового договора установлена постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27.12.1999 № 155.

Обратите внимание!

После заключения трудового договора несовершеннолетний работник должен быть ознакомлен под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, инструкцией по охране труда, должностной (рабочей) инструкцией, коллективным договором, положением об оплате труда и другими локальными правовыми актами, действующими у нанимателя.

Трудовые договоры, заключенные с лицами моложе 14 лет, а также с лицом, достигшим 14 лет, но без письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя), признаются недействительными (ст.22 ТК).

 Прием на работу несовершеннолетних на условиях совместительства не допускается (ст.348 ТК).

 При заключении трудового договора с несовершеннолетними наниматель не вправе устанавливать им предварительное испытание  (ст.28ТК).

При приеме на работу наниматель обязан потребовать от работника документы, необходимые для заключения трудового договора                       (ст.54 ТК). Перечень данных документов содержится в ст.26 ТК.

Прием на работу без указанных документов не допускается (ст.26 ТК).

Вместе с тем у несовершеннолетних работников, трудоустраивающихся на работу впервые, как правило, не имеется трудовой книжки, страхового свидетельства государственного социального страхования, а также документа об образовании.      Отсутствие перечисленных документов не является препятствием для их трудоустройства.

Достаточно распространенной является ситуация, когда трудовые книжки на несовершеннолетних работников не заводятся ввиду непродолжительного периода их трудоустройства.

Вместе с тем трудовые книжки заполняются нанимателем (за исключением нанимателя – физического лица) на всех работников, работающих свыше 5 дней, в том числе поступающих на работу впервые, если работа у данного нанимателя является для работника основной (п.4 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (далее – Инструкция № 40)).

Таким образом, прием работника на работу даже на непродолжительный срок, превышающий 5 дней, не освобождает нанимателя от обязанности завести и заполнить на него трудовую книжку.

Исключение из указанного правила предусмотрено лишь для нанимателей, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (ст.275 ТК).

 Работы, поручаемые несовершеннолетним.

Труд, выполняемый несовершеннолетними в возрасте от                           14 до 16 лет, должен относиться к категории легкого и не причинять вреда их здоровью и развитию (ст. 272 ТК).

При определении категорий работ, которые планируется поручить несовершеннолетнему, нанимателю следует руководствоваться перечнем легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, установленным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.10.2010 № 144.

Обратите внимание!

Приведенный перечень является исчерпывающим! Это означает, что привлекать несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет к выполнению не включенных в него работ не допускается. 

При трудоустройстве лиц в возрасте от 16 до 18 лет следует учитывать, что запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных и горных работах (ст.274 ТК).

При приеме на работу лиц указанной категории необходимо руководствоваться списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, установленным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 № 67.

Помимо перечисленных требований при поручении работы несовершеннолетнему наниматель должен учитывать также предельные нормы подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную, установленные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 134.

Продолжительности рабочего дня несовершеннолетних.

При определении режима рабочего времени несовершеннолетних работников следует учесть, что в отношении данной категории лиц предусмотрена сокращенная норма продолжительности рабочего времени:

для работников в возрасте от 14 до 16 лет – не более 23 ч. в неделю;

для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 ч. в неделю (ст.114 ТК).

При этом продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

для работников в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет –                4 часа 36 минут, от шестнадцати до восемнадцати лет – 7 часов;       для учащихся, получающих общее среднее, профессионально-техническое образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет –                     2 часа 18 минут, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет –                           3 часа 30 минут (ст.115ТК).

Привлечение несовершеннолетних к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни.

Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни, если иное не установлено ТК (ст.276 ТК).

Работники моложе 18 лет не допускаются к работе в ночное время (с 22 до 6 часов), даже если оно приходится на часть рабочего дня или смены, а также к сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, в выходные дни, если иное не установлено ТК (ст.117, 120, 276 ТК).

Кроме того, несовершеннолетним не устанавливается ненормированный рабочий день (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 №1695).

          Установление норм выработки несовершеннолетним.

В силу физиологических особенностей несовершеннолетние не способны выполнять работу наравне со взрослыми работниками.

 С учетом этого для работников моложе 18 лет нормы выработки устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренного законодательством для данной категории работников (ст.278 ТК).

Оплаты труда несовершеннолетним.

 При оплате труда несовершеннолетних должны учитываться особенности, предусмотренные ст.279 ТК.

Оплата труда работников моложе 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы производится в таком же размере, как оплата труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

Труд работников моложе 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке (тарифному окладу), окладу за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников.

Оплата труда учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, профессионально-техническое и среднее специальное образование, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Нанимателями могут устанавливаться учащимся доплаты к заработной плате.

Продолжительность трудового отпуска несовершеннолетних работников.

Продолжительность трудового отпуска несовершеннолетних составляет 30 календарных дней (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 100).

По общему правилу за первый рабочий год трудовые отпуска (основной и дополнительный) предоставляются работникам не ранее чем через шесть месяцев работы у нанимателя. Однако на некоторые категории работников данное условие не распространяется.

Так, по желанию несовершеннолетних работников наниматель обязан предоставить им трудовой отпуск до истечения шести месяцев работы в первом рабочем году (ст. 166 ТК).        Кроме того, планирование в графике трудовых отпусков, предоставление трудовых отпусков работникам моложе 18 лет производится в летнее или по их желанию в любое другое удобное время года (ст.168 и 277 ТК).

Трудовые отпуска работников моложе 18 лет предоставляются им ежегодно в течение рабочего года, то есть не допускается перенос отпуска (его части) на следующий рабочий год (ст. 170 ТК), и могут быть ими использованы только в натуре, то есть не могут быть заменены денежной компенсацией (ст. 161 ТК).

Отзыв из трудового отпуска работников данной возрастной категории так же недопустим (ст.174 ТК).

  ТК содержит некоторые гарантии в части материальной ответственности несовершеннолетних работников.

Наниматель не вправе заключить с работниками моложе 18 лет письменные договоры о полной материальной ответственности                (ст.405 ТК).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 2 ”О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей“ применительно к п.п. 1 и 2, а также к ч.ч. 1 и 2 п.3 ст.25 Гражданского кодекса Республики Беларусь, учитывая положения ст.273 ТК, материальную ответственность в размере, установленном ТК за ущерб, причиненный нанимателю несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет, несет сам несовершеннолетний, а лицо, давшее письменное согласие на заключение трудового договора, – субсидиарную ответственность.       Несовершеннолетние, достигшие 16 лет, такую ответственность несут самостоятельно. Несовершеннолетние не несут материальной ответственности по основанию, предусмотренному п. 1 ст.404 ТК, поскольку письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими 18 лет (ч.1 ст.405 ТК).

Расторжения трудового договора с несовершеннолетними.

Законодательство содержит ряд гарантий при расторжении трудовых договоров с работниками моложе 18 лет (ст.282 ТК).        Так, увольнение по некоторым основаниям допустимо только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.

К таким основаниям относятся:

ликвидация организации, прекращение деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, сокращение численности или штата работников;      несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы;

несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы;

неявка на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. За работниками, утратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности.        При увольнении по основаниям, предусмотренным п.п. 4, 5, 7-9 ст. 42 и п.п. 2 и 3 ст.44 ТК увольнение несовершеннолетних возможно после предварительного, не менее чем за две недели, уведомления районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних, если иное неустановленно ТК.

 

свернуть

Об итогах распределения выпускников 2 и 3 ступени общего средне-го образования 2020/2021 учебного года и задачах по организации до-профессиональной подготовки, трудового обучения и профориентации в 2021/2022 учебном году

08.09.2021
развернуть

Основными направлениями работы в системе профориентационной работы в школе являются:

  1. Выявление профессиональных интересов и склонностей обучающихся, готовности к выбору профессии (профдиагностика).
  2. Профинформирование.
  3. Профконсультирование.

  4.Профвоспитание.

   5.Профактивизация.

  6.Профессиональная, производственная  и социальная адаптация.

Для осуществления работы в этих направлениях используется:

  • реализация идей разноуровневого обучения, факультативных занятий и кружковой деятельности;
  • организация общественно полезного труда и трудовой практики;
  • допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся;
  • установление и реализации взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;
  • комплексная профориентационная поддержка взросления учащихся;
  • проведение внеклассных мероприятий профориентационной направленности;
  • профориентационная работа с родителями;
  • регулярное обновление стенда профориентации на втором этаже школы.

В учреждении образования имеется кадровый потенциал, необходимые знаний и умения и требуемые условия для организации работы профориентационной работы с учащимися. Реализация поставленных задач осуществляется следующим образом.

314 учащийся школы в 2020/2021 учебном году обучались в 15 классах-комплектах. 15 классных руководителей организовали деятельность классных коллективов, в том числе и по профориентационной деятельности: Шамшура М.К., Винникова И.В., Бобрышева Н.Д./Шакунова М.Н., Ильинец А.В., Мешковская С.А., Кондратова И.Н., Ковалевская Л.Н., Жавнеровская Т.Е., Шилина О.Ф., Бурковская Л.Ю., Зорина Н.И., Горбатенко С.А., Полякова Ж.Е., Антипенко Ю.В., Поге О.П., педагог – психолог Прудников С.И., педагог социальный Пчелкина А.В., педагог – организатор Зимницкая Н.В., библиотекарь Антоненко Т.М., учителя - предметники. Из классных руководителей 5 имеют высшую квалификационную категорию (что составляет 33% от общего числа классных руководителей), 5 имеют первую квалификационную категорию (что составляет 33% от общего числа классных руководителей), 4 имеют вторую категорию (что составляет 27% от общего числа классных руководителей), 1 педагог без категории (что составляет 7% от общего числа классных руководителей).

298 учащийся школы в 2021/2022 учебном году обучаются в 14 классах-комплектах. 14 классных руководителей организовывают профориентационную и трудовую деятельность в классе согласно своих планов воспитательной работы и годового плана работы школы. Это классные руководители Шамшура М.К., Винникова И.В., Шакунова М.Н., Ильинец А.В., Мешковская С.А., Кондратова И.Н., Жавнеровская Т.Е., Шилина О.Ф., Бурковская Л.Ю., Зорина Н.И., Горбатенко С.А., Полякова Ж.Е., Антипенко Ю.В., Поге О.П., педагог – психолог Конаккова С.Б., педагог социальный Пчелкина А.В., педагог – организатор Зимницкая Н.В., библиотекарь Антоненко Т.М., учителя – предметники.

Подробная информация о планировании профориентационной работы, проводимых и планируемых мероприятиях, полезная информация для учащихся и законных представителей регулярно размещалась на информационных стендах и сайте ГУО «Средняя школа №24 г.Витебска имени М.Ф.Маскаева».

Профориентация в школе неразрывно связана с трудовой и общественно-полезной деятельностью учащихся. В рамках школьных акций операция «Забота» (оказание помощи ветеранам) учащимися 5-11 классов была оказана посильная адресная помощь ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, в уборке придомовой территории. Особое внимание этой работе уделили педагог-организатор Зимницкая Н.В. и классные руководители Зорина Н.И. (11 класс), Шилина О.Ф. (9 класс), Полякова Ж.Е. (8 «А» класс).

За пионерской дружиной им. О.Тувальского и первичной организацией ОО «БРСМ» закреплены участники, ветераны Великой Отечественной войны, малолетние узники концлагерей, участники трудового фронта в годы ВОВ (всего 11 человек). Все они охвачены вниманием и заботой учащихся нашей школы.

Наряду с традиционными мероприятиями в профориентационной и трудовой деятельности использовали воспитательный потенциал участия в благотворительных и волонтёрских акциях. Ежегодно учащиеся школы принимают участие в следующих акциях:

«В школу с добрым сердцем», целью которой было сбор канцелярских принадлежностей, а также школьная форма в хорошем состоянии малообеспе-ченным, многодетным, детям находящихся в социально опасном положении.

 «Ребенок идет в школу», целью которой было сбор канцелярских принад-лежностей, обувь и одежда б/у, а также школьная форма в хорошем состоянии малообеспеченным, многодетным, детям находящихся в социально опасном положении.

«Кирпичики счастья», целью которой было оказание помощи Витебскому городскому приюту бездомных животных.

«Дети – детям!», целью которой было оказание помощи детям инвалидам. «Белая ромашка» - оказывалась помощь Витебской областной организации Красного Креста.

В школе традиционны экологические акции «Чистый двор», «Поможем пернатому другу», «Сохраним зеленое дерево», конкурс «Цветочная россыпь», операции «Трудовой десант» и «Чистый двор». Наиболее активное участие в подготовке, организации и проведении общешкольных и классных мероприятий и праздников в данном направлении принимали классные руководители Бурковская Л.Ю., Шилина О.Ф., Полякова Ж.Е., Кондратова И.Н.. С 2020 года школа работает над проектом «Зелёные школы» (ответственный по школе педагог – Ю.В.Антипенко).

Школа реализует несколько проектов по благоустройству и озеленению пришкольной территории и принимает участие в конкурсах проектов.

Примеры:

  1. Участие в районном этапе областного конкурса социальных проектов «Кто, если не мы!» в номинации «Экологическое волонтёрство» приняла участие волонтерская группа учащихся «Grin liver matter» (Беззубенко Дмитрий Иванович, 15 лет, 10 класс, Матыгин Владислав Сергеевич, 16 лет, 10 класс, Казеко Евгений Сергеевич, 13 лет, 8 «Б» класс, Ковалевская Стелла Владимировна, 13 лет, 8 «Б» класс, Маськова Оксана Сергеевна, 13 лет, 8 «Б» класс, Правилов Александр Васильевич, 14 лет,  8 «Б» класс, Юркевич Екатерина Александровна, 13 лет,  8 «Б» класс) под руководством  заместителя директора по воспитательной работе Дащинской Ирины Валентиновны.
  2. Участие в областном этапе Республиканского конкурса проектов благоустройства и озеленения территории «Украсим Беларусь цветами» в номинации «Флора BY» приняла участие творческая группа учащихся (Беззубенко Дмитрий Иванович, 15 лет, 10 класс, Матыгин Владислав Сергеевич, 16 лет, 10 класс, Казеко Евгений Сергеевич, 13 лет, 8 «Б» класс, Ковалевская Стелла Владимировна, 13 лет, 8 «Б» класс, Маськова Оксана Сергеевна, 13 лет, 8 «Б» класс, Правилов Александр Васильевич, 14 лет, 8 «Б» класс, Юркевич Екатерина Александровна, 13 лет,  8 «Б» класс) под руководством  заместителя директора по воспитательной работе Дащинской Ирины Валентиновны. Награждены дипломом за участие.

Все учащиеся школы включены в общественно-полезную деятельность, экономию энергоресурсов, сбор вторсырья (приложение 1).

В 2020/2021 учебном году школе организована работа 10 объединений интересам 4 профилей (физкультурно-спортивный: кружки «Легкая атлетика» и «Олимпионок», художественный: кружки «Калейдоскоп», «Умелые ручки», «Резьба по древесине», туристско - краеведческий «Зеленый городок», общественно-гуманитарный: кружки «Равный обучает равного», «Школа лидера», «Юные инспектора движения», «Юные друзья милиции»), занятия в которых проводят 8 педагогов дополнительного образования. В кружках занимаются 121 учащийся школы (38% от всего числа обучающихся в школе).

При посещении занятий кружков творческий подход к ведению занятий показали педагоги дополнительного образования Шестова О.В., Шерикова И.В., Полякова Ж.Е..

На занятиях кружка «Зелёный городок» руководителем Поляковой Ж.Е.      были организованы экскурсии в музей М.Ф.Шмырёва, «Поезд Памяти», пешеходные и заочные экскурсии по городу, виртуальная экскурсия «Беларусь на карте мира». Также учащиеся сами проводили экскурсии по музейной экспозиции школы «Их именами названы улицы Тарного», этнографической выставке «Белорусская хатка». Учащиеся составляли родословное древо семьи, организовывали фотовыставки «Это моя семья», «Родина босоногого детства», «Милые сердцу улицы». Прошла встреча с выпускниками школы, которые впоследствии стали её работниками. Разработана литературно-музыкальная композиция «Афганистан болит в моей душе». Члены кружка посещали подшефных малолетних узников и УТФ, поздравляли их со значимыми датами, были активными участниками акции «Дом без одиночества», оказывали помощь пожилым людям.

В результате обучения по программе кружка учащиеся научились приемам исследовательской работы; узнали историю «малой родины»; научились навыкам исследовательской деятельности; созданию   творческих проектов; развивали   память, историческое мышление, творческие способности и    фантазию; улучшали  свои коммуникативные способности и  навыки работы в коллективе.

Члены кружка «Умелые ручки» (руководитель Полякова Ж.Е.) принимали участие в конкурсе «Калядная зорка», выставке-продаже «Восеньскі карагод», выставках ДПИ “Мартовский кот”, “Масленица”, изготавливали сувениры для различных мероприятий, помогали украшать кабинеты и холл школы к Новому году, 8 марта, 1 и 9 мая.

На протяжении учебного года участники кружка «Резьба по дереву» (руководитель Бобров А.А.) принимали участие в различных мероприятиях и достигли следующих результатов:

  1. Диплом 2 степени, Михаловский Виктор, учащийся 6 класса, победитель витебской областной дистанционной олимпиады по учебному предмету «Трудовое обучение».
  2. Диплом 3 степени, Барановский Тимофей, Полетаев Егор, за победу в городской выставке детского творчества «Рождественская сказка».
  3. Диплом 2 степени, Беззубенко Дмитрий, Матыгин Владислав, в областном этапе республиканского конкурса «ТехноЕлка».
  4. Диплом 1 степени, Башкевич Юрий, Щербак Иван, за победу в 49-й городской выставке технического творчества.
  5. Диплом 2 степени, Беззубенко Дмитрий, победитель районного этапа республиканского конкурса «Техноёлка» (номинация «Рождественская композиция»).
  6. Диплом 2 степени, Матыгин Владислав, победитель районного этапа республиканского конкурса «Техноёлка» (номинация «Рождественская композиция»).
  7. Диплом 3 степени, Прусаков Михаил, победитель областной дистанционной олимпиады по предмету «Трудовое обучение».
  8. Диплом 3 степени, Гончаров Тимофей, победитель областной дистанционной олимпиады по предмету «Трудовое обучение».
  9. Диплом 3 степени, Шалыго Иван, победитель областной дистанционной олимпиады по предмету «Трудовое обучение».

На занятиях кружка «Лёгкая атлетика» (руководитель Шестова О.В.) учащиеся подготовились для  выступления   в следующих  соревнованиях:

  1. Осенний кросс
  2. «Школиада»
  3. Эстафета «Витьбичи»
  4. Олимпиада по ФК и З 9-11 классы
  5. Олимпиада по ФК и З 7-8 классы
  6. Соревнования по зимнему многоборью «Защитник Отечества»
  7. Соревнования по зимнему многоборью «Здоровье»
  8. «Снежный снайпер»
  9. Соревнования по летнему многоборью «Защитник Отечества»
  10. Соревнования по летнему многоборью «Здоровье»
  11. Соревнования по летнему многоборью ФОК Республики Беларусь

Были выявлены наиболее перспективные учащиеся для участия в легкоатлетических соревнованиях: Барсукова Ксения, Павленко Анна, Червяков Вадим.

На занятиях кружка «Олимпионик» (руководитель Шерикова И.В.) основным видом деятельности была игра. Каждое занятие давало высокую физическую и умственную работоспособность, вызывало много положительных эмоций, что способствовало охране и укреплению здоровья. У Замастоцкого Артёма, Потапенкова Александра, Ефимова Тимофея значительно повысился уровень физической подготовленности. Павлюченко Артём, Дунец Павел, Деменев Александр укрепили здоровья и стали реже пропускать учебные занятия в школе по болезни. В ходе занятий происходило развитие интереса к видам спорта, желание заниматься спортом. У детей стало возникать желание к выполнению физических упражнений. Они учились соблюдать правила игры, правила техники безопасности во время занятий, помогать товарищам, быть внимательными, активными, радоваться достигнутому результату, соблюдать гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. У  Малах Германа, Гусакова Егора, Синкевича Евгения выработалась  сознательная дисциплина.

Больше половине учащихся кружка изъявили желание продолжать занятия в следующем учебном году.

В 2021/2022 учебном году школе организована работа 10 объединений интересам 3 профилей (художественный: кружки «Калейдоскоп», «Креативное рукоделие», «Бумажная пластика»,  «Творческая мозаика», туристско - краеведческий «Зеленый городок», общественно-гуманитарный: кружки «Равный обучает равного», «Школа лидера», «Юные инспектора движения», «Юные друзья милиции», «Кружок юных спасателей-пожарных»), занятия в которых проводят 5 педагогов дополнительного образования. В кружках занимаются 120 учащийся школы (40% от всего числа обучающихся в школе).

Также учащиеся посещают внешкольные занятия по интересам в спортивных школах, центрах творчества и других досуговых учреждениях (приложение 7).

Часть профориентационных мероприятий проводится в школьной библиотеке. Школьная библиотека имеет в своем фонде 8544 экземпляра учебных изданий, библиотечный фонд составляет 7438 экземпляров. Библиотека получает 5 наименований периодических изданий.

Профориентационной работе было посвящено одно из  заседаний   методического объединения  классных руководителей:

4 заседание (29 марта 2021 года): «Работа по профориентации учащихся как залог их успешной социализации».

На заседании рассматривались вопросы по теме «Работа по профориентации учащихся как залог их успешной социализации». Зорина Н.И., классный руководитель 11 класса выступила с обобщением опыта работы над темой «Формы и методы воспитательной деятельности, направленные на подготовку учащихся к самостоятельной жизни».

Далее прошел практикум по направлениям профессиональной ориентации.

При подготовке к заседанию МО были организованы для классных руководителей и старшеклассников встречи с представителями учебных учреждений, экскурсии в учреждения профессионального образования и прохождение профессиональных проб.         Учащиеся IX классов посетили Витебский государственный индустриально-технологический колледж. Дети получили опыт практической деятельности: изготовили фигурки из теста, украсили одежду лентами, поучаствовали в создании причёски.

В профессионально-техническом колледже учащиеся смогли попробовать себя в роли шофёра, сев за руль грузового автомобиля.

О политехническом колледже, о своем выборе и перспективах обучения рассказали сами студенты.

В индустриально-педагогическом колледже учащихся пригласили на мастер-класс по кулинарии и моделированию одежды.

Работа по трудовому воспитанию неразрывно связана с профориентационной деятельностью учащихся и их дальнейшей социализацией. К 11 классу учащиеся серьезно и осознанно подходят к выбору будущей профессии. Ежегодно проводится мониторинг дальнейшего трудоустройства выпускников школы (приложение 2). В рамках изучения учебного предмета «трудовое обучение» в 10-11 классах организовано обучение учащихся, изучающих все предметы на базовом уровне, по специальностям: «Швея 2-го разряда», «Повар 3-го разряда», «Столяр 2-го разряда».

В 2020/2021 учебном году была организована профессиональная подготовка на базе Индустриально-педагогического колледжа ВГТУ для 13 учащихся 10 класса, изучающих все предметы на базовом уровне. Подготовка производится по специальностям: «Повар 3-го разряда», «Швея 2-го разряда». Учащиеся 11 класса, изучающие все предметы на базовом уровне, продолжают обучение рабочим профессиям «Столяр 2-го разряда» и «Швея 2-го разряда» на базе ГУО «Средняя школа № 43                  г. Витебска им. М. Ф. Шмырева». Согласно рекомендациям, расширен перечень получаемых специальностей.

В 2021/2022 учебном году продолжена профессиональная подготовка на базе Индустриально-педагогического колледжа ВГТУ для 12 учащихся 11 класса, изучающих все предметы на базовом уровне.

В рамках работы по профориентации учащихся педагог-психолог Прудников С.И. проводил психодиагностику интересов, склонностей и профессионально значимых свойств характера 9-11 классах. В качестве диагностического инструментария использовалась методика «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» А.Е. Климова. Проводились занятия с элементами тренинга по развитию профориентационной зрелости для 9-11 классов «Жизненное и профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека», были организованы профориентационные встречи учащихся 9-11 классов с представителями ВУЗов, ПТУЗов и ССУЗов, учащиеся 8-11 классов активно посещали Дни открытых дверей и профориентационные экскурсии в учреждениях высшего образования, колледжах и лицеях города, а также на производственных предприятиях.

  Все учащиеся выпускных классов к концу учебного года выбрали учебное заведение, в которое они собираются поступать.

Ежегодно проводится мониторинг дальнейшего трудоустройства выпускников школы.

Результаты поступления учащихся средней школы за последние 11 лет проанализированы в таблице (приложение 2).Эти цифры говорят о том, что к 11 классу учащиеся серьезно и осознанно подходят к выбору будущей профессии (приложения 3, 4, 5, 6, 7).

Хорошо организована работа по профориентации в 2021/2022 учебном году. Примеры мероприятий:

Посещение учащимися 11 класса по субботам с Индустриально-педагогическим колледжем (посещение мероприятий Дня открытых дверей. «Ведение в профессию»).

02.09. Экономическая игра «Бизнес кота Матроскина» (2 классы).

03.09. Посещение дня открытых дверей в ГУО «Витебский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» (Культурно-досуговый центр, ул. Ленина, 24/15). Открытый марафон центра «Город творчества. Город талантов». (3-4 классы).

09.09. Участие в открытом дистанционном республиканском марафоне проектов «Мы действуем!» (создание презентаций, видеосюжетов, видеороликов, фотоколлажей, слайд-шоу и др.).

10.09. Анкетирование учащихся «Финансовая грамотность». (3-11 классы).

18.09. Участие в выставке-ярмарке «Восеньскі карагод» (5-9 классы).

23.09. ШАГ «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны» (о достижениях на всех уровнях основного образования) (8-11 классы).

Участие в школьном конкурсе «Украсим Беларусь цветами». (5-11 классы).

Участие в школьном этапе республиканской экологической акции «Кто, если не мы» (5-11 классы).

24.09. Трудовая акция «Дом без одиночества». Оказание посильной помощи ветеранам. (5-6 классы).

В школе в шестой школьный день прошли следующие мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению учащихся:

04.09. Час труда «Забота» (благоустройство школьной территории). (9-11 классы).

04.09. Посещение дня открытых дверей в ГУО «Витебский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» Филиал «Вдохновение», ул. Горького, 59в). Открытый марафон центра «Город творчества. Город талантов». (5-7 классы).

  18.09. Выставка-ярмарка «Восеньскі карагод» в рамках праздника микрорайона. (1-11 классы).

25.09. Благотворительные трудовые акции «Дом без одиночества», «Пожилой человек рядом». (7-11 классы).

Заместителем директора по воспитательной работе Дащинской И.В. были организованы встречи учащихся 9-11 классов с  представителями следующих учебных заведений:

07.09. Витебский государственный медицинский университет им. Дружбы народов (встреча с Деевой И.И.).

14.09. Витебский государственный университет им. П.М.Машерова (встреча с Толкачевой К.Ю.).

15.09. Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь (агитировали представители ЛТП №9 (Власенко А.С.)).

24.09.Витебский государственный технологический университет (встреча с Мурычевой В.В.).

Данные учебные заведения раздают учащимся буклеты, информационные листы, предоставляют для просмотра диски с видеороликами с целью рекламы учебных заведений и тех профессий, которые можно получить.

Проводимая в школе работа способствует успешной социализации и осознанного профессионального выбора обучающихся.

 

Заместитель директора

 по воспитательной работе                                         И.В. Дащинская

 

свернуть
Ещё в этом разделе