Учащимся

Секреты подготовки к экзаменам

развернуть

 

Дорогие друзья! Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми рекоменда­циями по подготовке к экзаменам. Возможно, эти рекомендации окажутся интересны­ми и полезными для вас. 

 

  1. Порядок сопутствует успеху! 

Прежде всего, подготовьте место для занятий: уберите с вашего рабочего стола все лишнее, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бу­магу, карандаши и пр. 

  1. План - всему голова! 

Составьте план подготовки к экзаменам. Определите наиболее продуктивное для себя время суток и максимально используйте его. Всегда четко намечайте, что именно будете изучать сегодня (не просто «немного позанимаюсь», а прора­ботаю конкретные разделы и темы).

  1. Ни одной неясности в знаниях! 

Начинать занятия рекомендуется с самого трудного - с того, что знаете хуже всего. Но если вам трудно сразу войти в рабочий ритм, можно начать с того ма­териала, который наиболее понятен и интересен. Если вы не можете чего-то вспомнить, запишите на листке бумаги вопросы, которые зададите преподавате­лю на консультации. 

Очень полезно структурировать материал путем составления планов и схем, причем на бумаге. Подготовьте свой ответ в виде тезисов и подберите к ним в качестве доказательств основные факты и цифры. Ответ должен быть кратким и содержательным.

  1. «Учитесь обучая»

Весьма эффективно во время подготовки прокомментировать кому-либо планы своих ответов на экзаменационные вопросы. Это своеобразная репетиция!

  1. Не оставьте без внимания практическую часть

Не забудьте помимо теории подготовить практическую часть, чтобы на экза­мене свободно и уверенно продемонстрировать навык работы с художественны­ми текстами, историческими и географическими картами, пособиями по истории и т. д. 

  1. Делу - время, потехе - час

Чередуйте занятия и отдых, например: 40 минут занимаетесь, 10 минут - от­дыхаете. 

  1. Отдохните накануне экзамена

В последний день перед экзаменом еще раз повторите все планы ответов, останавливаясь на самых трудных вопросах. Обычно ученикам не хватает всего одной ночи перед экзаменом. Это неправильно, нельзя переутомляться непо­средственно перед испытанием. С вечера нужно закончить занятия, совершить прогулку, принять душ, пораньше лечь спать, чтобы утром встать отдохнувшим, с ощущением силы и «боевого» настроя. 

  1. Готовясь к экзаменам, никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием, а напротив, мысленно рисуйте себе картину успеха

Очень надеемся, что наши советы помогут вам правильно организовать под­готовку к экзаменам. Кроме того, предлагаем вам ознакомиться с некоторыми советами американского психолога Дейла Карнеги, который заметил, что в нашей речи есть «нечто, помимо слов, и это нечто имеет значение. Дело не столько в том, что вы говорите, сколько в том, как вы это говорите». 

  1. Во время ответа на экзамене нельзя игнорировать своих слушателей,смотреть поверх их голов или в пол, как будто вы говорите самому себе. 

Хорошее выступление подразумевает непосредственный разговорный тон с расстановкой определенных акцентов. 

  1. Не нужно никому подражать

Ваша непосредственность делает вас непо­хожими ни на кого на свете. Сохраняйте свойственную вам манеру. 

 

свернуть

Рекомендации для учащихся выпускных классов при подготовке к экзаменам

развернуть

Рекомендации для учащихся выпускных классов при подготовке к экзаменам

 

  1. Используйте уже накопленный опыт подготовки и сдачи экзаменов.
  2. Составляйте план своей работы, распределяя имеющееся время по вопросам, которые нужно подготовить.
  3. Вставайте пораньше и используйте утреннее время для подготовки самых сложных вопросов.
  4. Повторяйте прочитанный материал не менее четырех раз. Но не каждое повторение должно отличаться:

а) первый просмотр материала – общая ориентировка.

б) выявление основных идей текста и их взаимосвязи.

в) повторение наиболее существенных фактов

г) составление плана вопроса и дальнейшее повторение уже по нему.

  1. Сделайте себе установку на запоминание материала, что существенно сократит время.
  2. Увеличьте продолжительность своего сна на один час по сравнению с обычной.
  3. Утром и в середине дня по 30-40 минут бывайте на свежем воздухе, регулярно в перерывах между занятиями устраивайте физкультурные минутки.
  4. Грамотно питайтесь, почаще, понемногу, ешьте овощи, фрукты, хлеб грубого помола, орехи, мясо, рыбу, от сладкого и мучного лучше отказаться.
  5. Используйте «активное». А не пассивное повторение материала, т.е. пересказ его по памяти.
  6. Используйте приемы логического, осмысленного запоминания, составляйте для этого план ответа.
  7. Выясняйте свой ведущий тип памяти (зрительная, слуховая или моторная).
  8. При хорошей зрительной памяти выделяйте специальными знаками отдельные места записей.
  9. При хорошей звуковой памяти читайте текст в слух.
  10. При выраженной памяти на движения используйте повторную сокращенную запись материала.
  11. После изучения раздела сделайте паузу в работе и только после этого приступайте к новому разделу.
  12. Определите, как вам лучше заниматься – в компании или в одиночку.
  13. При крепкой моторной памяти и привычке к самостоятельной работе составляйте для себя тезисы, конспекты и миниатюрные шпаргалки, но ни в коем случае не берите их на экзамен.
  14. Не пытайтесь выучить все наизусть, лучше уясните смысл каждого вопроса.
  15. На консультацию приходите с собственными конкретными вопросами.

 

свернуть

Почему возникает тревога?

развернуть

Почему возникает тревога?

Любой человек, даже несмотря на то, что хорошо подготовился, перед экзаменами начинает тревожиться, это абсолютно нормально. Для того чтобы справиться с тревогой необходимо умение владеть собой. Говоря о чувстве тревоги, нужно отметить, что кому-то это чувство помогает, например, в определенной ситуации помогает вспомнить и выдать необходимую информацию.

К сожалению, волнение не всегда может помочь, очень многие люди, наоборот, от переживания, страха, забывают все, что знали до этого.  Им сложно сосредоточиться, они начинают краснеть, заикаться, иными словами, не могут преподнести информацию так, как нужно. Итак, волнение мешает, когда становится чрезмерным и человек не может с ним справиться. Что же больше всего пугает человека перед экзаменом?

Большинство людей говорят, что причиной волнения является неизвестность. Экзаменующийся не знает, что именно у него спросят, как он ответит, а самое главное - не знает результата. Если пугает непредсказуемость, то можно попробовать сделать ситуацию более предсказуемой: побывать в классе, почувствовать обстановку, подготовить те вещи, которые будут с Вами на экзамене, может взять какой-нибудь талисман, попробовать поиграть в экзамен с друзьями, родителями, побывав в роли и ученика, и учителя.

Как справиться со страхом перед экзаменом?

Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом – это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу.

Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Мы получаем то, о чем усиленно думаем, в буквальном смысле программируя себя на конечный результат.

В-третьих, если вы почувствовали, что вами овладевает паника, немедленно запретите тревожным мыслям засорять сознание.  Скажите самому себе СТОП!  Это слово должно быть произнесено как команда,  желательно вслух и должно отрезвить вас.

 

После этого сосредоточьтесь на своем дыхании:

- сделайте глубокий вдох - медленный выдох,

- глубокий вдох - медленный выдох.

И так несколько раз (ту же технику глубокого и медленного дыхания используйте в момент начала экзамена, когда вами овладевает волнение).

В-четвертых, если экзамены заставляют Вас беспокоят или угнетают Вас, не прячьте своих чувств. Поговорите с кем-нибудь об этом. Если вы подвержены экзаменационному стрессу, очень важно помнить, что вы не одиноки. Вокруг вас люди, которые вам обязательно помогут. Это может быть ваш друг или учитель, психолог.

Как бороться с тревогой?

  1. Прием «лобовой атаки». Подобрать фразу, в которой выражаете свое отношение к экзамену, произносить с чувством, многократно, пока чувство не ослабнет.
  2. Создайте образ ситуации экзамена и, как только появляется волнение, приказным тоном произносите: «Стоп» или «Спокойно».
  3. Неоднократно на протяжении дня произносить слова, которые вызывают у Вас тревогу: «экзамен», «билет».  Использовать до тех пор, пока слово не перестанет ассоциироваться с состоянием тревоги.
  4. Представьте экзамен в воображении, многократно проиграйте модель желательного поведения.
  5. Мысленное перевоплощение в человека, который имеет все желательные для вас качества.
  6. Постараться реагировать безразлично на ситуацию, оценивая ее, анализируя, как просто интересное явление.
  7. Можно перед экзаменом успокаивать свою подругу, или друга. Тем самым, Вы сами станете более спокойны.
  8. «Коллаж» Подберите картинку из журнала, или сделайте сами коллаж из вырезок про успех на экзамене. Повесьте на самое видное место, чтобы как можно больше раз Вы могли осознанно и неосознанно запечатлевать этот образ. Перед экзаменом, представьте, что это Ваш образ.

 

Рекомендации как  контролировать свою тревогу: 

В напряженных ситуациях можно испытывать разные эмоциональные переживания, иногда эмоции настолько захватывают человека, что начинают мешать ему в жизни.  Как можно эффективно управлять своим эмоциональным состоянием?

  1. В стрессовых ситуациях эмоции выходят на первый план, а способность рационально мыслить уменьшается. Поэтому, если загрузить мозг какой-то мыслительной деятельностью, то эмоциональное напряжение уменьшится.
  2. Старайтесь быть позитивными. Хорошо работает фраза – «Дело сложное, но я постараюсь, и все получится хорошо».
  3. Используйте навыки аутотренинга: можно просто посидеть в расслабленном состоянии и послушать спокойную музыку.
  4. Если вы не можете бороться с тем, что вас беспокоит, то просто используйте беспокойство для какого-то творческого дела.
  5. Хорошо помогает физическая нагрузка: бег, гимнастика, плавание, прогулки на свежем воздухе
  6. Сделайте что- то для других: - почувствуйте себя нужным кому-то ещё.
  7. Нарисуйте свои эмоции: когда мы видим свои чувства - мы можем ими управлять, изменять, дополнять.
  8. Постарайтесь выговориться своим близким.
  9. Примите душ или ванну. Вода помогает снять напряжение.  
  10. Посетите музеи или выставки, посмотрите хороший фильм, прочитайте интересную книгу -   восприятие прекрасного помогает восстановить хорошее настроение.

Экзамен как подарок судьбы

  • Рассматривайте предстоящий экзамен как подаренную судьбой возможность проверить свои силы, получше узнать свои самые сильные стороны, обратите внимание на то, что еще предстоит улучшить, совершенствовать.
  • Помните! Этот экзамен только один из уроков жизни. Извлеките из него максимум пользы и шагайте учиться дальше!
  • Вам обязательно знакомо состояние успеха, удачливости. Каждый человек хотя бы раз в жизни был успешным, или даже фантастически успешным!!!
  • Вспомните в мельчайших деталях все Ваши ощущения в этот момент, момент Вашего везения, удачи, успешности. Что происходило в Вашем теле, что Вы чувствовали?
  • Наполните картинку будущего экзамена всеми этими ощущениями, чувствами.
  • Представьте, как безошибочно работает Ваш мозг, он на пике своих возможностей.
  • Ваша память сохраняет все, что было когда-либо Вами воспринято и своевременно воспроизводит именно то, что необходимо.
  • Вы на самом высоком творческом подъеме.
  • Продукт Вашего интеллектуального труда совершенен, это лучшее что Вы когда-нибудь создавали!
  • Вы довольны собой!
  • Ваш потенциал таков, что Вы можете гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства.
  • Анализируя условия ситуации, Вы можете делать выбор в пользу самого оптимального для Вас варианта.
  • Если в голову все-таки лезут мысли о неудачи, попробуйте написать их все на длинной бумажной ленте. Скомкайте ее и выбросите или порвите на мелкие кусочки, представляя, что уничтожаете их навсегда.
  • Действуйте, сохраняя на губах улыбку, а в душе ощущение собственной силы и возможностей. Используйте внушающие формулировки «Я могу!», «Я способен добиться цели!»
  • Активное действие - главное, что отличает ПОБЕДИТЕЛЯ от неудачника.                          

Потрудись для будущего успеха!

  • Надейтесь на удачу, но помните «трудолюбивого судьба ведет, ленивого тащит».
  • Думая о будущем экзамене, представляйте себя собранным, уверенным.
  • Если вы действительно хотите добиться успеха, преодолевайте в себе желание отбросить книги подальше.
  • Все свои цели, все свои желания высказывайте только в положительной форме: «Я хочу…», «Я могу…», «Я буду…».

Помните, отрицательное высказывание лишь выражает ваши эмоции, но не ведет к действию. Более того, оно часто блокирует действие, препятствует ему.

  • Пробуйте работать по-разному.

- Не ограничивайтесь только чтением.

- Разбивайте материал на смысловые части.

- Сожмите содержание каждой части в одно слово, в одну фразу, запомните их.

- Для сложно сконструированных частей информации иногда полезно составить схему.

- Пользуйтесь возможностью пересказывать то, что прочитали.

  • Возможности вашего восприятия не безграничны.

Через каждые 15-20 минут устраивайте себе отдых. Самый простой способ сделать это – ярко вспомнить со всеми оттенками, во всех деталях момент из реальной жизни, когда было легко и спокойно. Почувствовав расслабление в теле, с новыми силами вернитесь к заданию.

  • Сделайте что-нибудь приятное для себя.

У вас улучшится настроение. А в хорошем настроении – все преодолимо!

  • Если пришли усталость или сонное ощущение, можете подхлестнуть силы, представив себя под струями ледяного душа, смывающего это состояние, несущего бодрость, энергию, уверенность.

 

УДАЧИ ВАМ ВЫПУСКНИКИ!

 

свернуть

Памятка для учащихся выпускных классов при подготовке к экзаменам

развернуть

Памятка для учащихся выпускных классов при подготовке к экзаменам

  1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые вы получите на экзамене. Количество баллов не является совершенным измерением ваших возможностей.
  2. «Не накручивайте» себя накануне экзамена – это может отрицательно сказаться на результате тестирования.
  3. Постарайтесь успокоиться и сосредоточиться на позитивных мыслях.
  4. Старайтесь не допустить накануне экзамена переутомления.
  5. Соблюдайте режим дня, чередуйте занятия с отдыхом.
  6. Постарайтесь объяснить домашним, что вам необходимо удобное место для занятий. Важна также спокойная обстановка.
  7. Обратите внимание на питание перед экзаменом. Во время умственного напряжения важна питательная и разнообразная пища, витамины. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.
  8. При подготовке к устному экзамену, распределите заранее темы подготовки по дням.
  9. Имейте в виду, что не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая учебный материал по плану.
  10. Есть смысл потренироваться с какими-нибудь тестами по предмету, т.к. тестирование отличается по форме проведения экзамена от привычных письменных и устных форм.
  11. Накануне экзамена надо обязательно отдохнуть и выспаться.
  12. Во время экзамена:
  • «пробегите» глазами текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно читайте задание до конца и старайтесь понять смысл;
  • если не знаете ответ на вопрос или не уверены, пропустите его и потом к нему вернитесь

Желаем удачи!

свернуть