Зеленая школа

 

В Республике Беларусь стартовал международной проект «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне» финансируемый Европейским Союзом и реализуется Программой развития ООН в партнерстве с Министерством образования Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в 2018-2022 гг., направленный на создание и развитие «зеленых школ», поддержку мониторинговых клубов и общественных координационных экологических советов.
Проект «Зеленые школы» – комплексный образовательный проект, направленный на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, повышение уровня экологической направленности образования, информированности молодёжи по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения.

Цель проекта «Зеленые школы» – создание сети «Зелёных школ» в Республике Беларусь, внедрение эффективной образовательной модели в области экологической направленности образования с привлечением и активным участием педагогических работников, учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, региональных и местных исполнительных и распорядительных органов.
Основными задачами проекта «Зеленые школы» являются:
формирование высокой экологической культуры учащихся, повышение их социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды; повышение уровня экологического образования учащихся;
формирование экологически ориентированного поведения учащихся в отношении решения вопросов устойчивого развития через приобретение практических навыков;
внедрение в практику работы учреждений образования мероприятий по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами;
информирование учащихся, педагогических работников, законных представителей несовершеннолетних учащихся по вопросам сохранения биоразнообразия, экономии водных ресурсов и энергии, обращения с отходами, экологически грамотного потребления товаров и услуг; интеграция учреждений общего среднего образования в международную сеть «Зеленых школ»;
развитие сотрудничества между учреждениями образования, между учреждениями образования и территориальными органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, между учреждениями образования и местным населением.
Проект «Зеленые школы» включает в себя работу по следующим направлениям:
ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
БИОРАЗНООБРАЗИЕ
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
КАЧЕСТВО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

 

АНКЕТА

ПРИКАЗ

ПОЛОЖЕНИЕ

ПЛАН РАБОТЫ

 

План работы

развернуть

 

План реализации образовательного проекта «Зелёные школы»

в 2023-2024 учебном году

 

Содержание задания

Срок выполнения

Ответственный

Раздел 1. «Биоразнообразие»

1.1            

Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Апрель - май

Шамшура М.К., руководитель УМО классных руководителей, учитель начальных классов,  Клюев В.В., учитель химии и классные руководители 1-11 классов

1.2            

Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания  на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования), используя квадратную рамку со стороной в 1 м

Апрель - май 2024

Шамшура М.К., руководитель УМО классных руководителей, учитель начальных классов,  Клюев В.В., учитель химии и классные руководители 1-11 классов

1.3            

Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Апрель - май 2024

Клюев В.В., учитель химии

1.4            

Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Октябрь - май 2023/2024

Шамшура М.К., руководитель УМО классных руководителей, учитель начальных классов,  Клюев В.В., учитель химии и классные руководители 1-11 классов

1.5            

Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Апрель – май 2024

Шамшура М.К., руководитель УМО классных руководителей, учитель начальных классов,  Клюев В.В., учитель химии и классные руководители 1-11 классов

 

1.6            

Провести анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, и  разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия пришкольной территории

Март-май 2024

Шамшура М.К., руководитель УМО классных руководителей, учитель начальных классов,  Клюев В.В., учитель химии и классные руководители 1-11 классов

1.7            

Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Ноябрь 2023

Шамшура М.К., руководитель УМО классных руководителей, учитель начальных классов,  и классные руководители 1-4 классов

1.8      

Создать и размесить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, «Клумбу для бабочек».

Апрель-май 2024

Шамшура М.К., руководитель УМО классных руководителей, учитель начальных классов,  и классные руководители 1-8 классов

Раздел 2. «Энергосбережение»

2.1            

Провести изучение потребления электроэнергии в школе

Сентябрь-май 2023/2024

Батилова А.Г., учитель физики

2.2            

Провести изучение расходования тепла в школе

Сентябрь-май 2023/2024

Батилова А.Г., учитель физики

2.3            

Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год.

Сентябрь-май 2023/2024

Батилова А.Г., учитель физики

2.4            

Выполнить план и провести  мониторинг эффективности действий по энергосбережению в школе

Сентябрь-май 2023/2024

Батилова А.Г., учитель физики

2.5            

Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома

Сентябрь-май 2023/2024

Батилова А.Г., учитель физики

Раздел 3.  «Водосбережение»

3.1

Провести изучение потребления воды в школе

Сентябрь-май 2023/2024

Шамшура М.К. и классные руководители 1-4 классов

3.2

Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в школе и составить план действий по ее сбережению

Сентябрь-май 2023/2024

Шамшура М.К. и классные руководители 1-4 классов

3.3

Выполнить план действий по рациональному использованию воды в школе, провести  как минимум ежегодный мониторинг эффективности этих действий

Сентябрь-май 2023/2024

Шамшура М.К. и классные руководители 1-4 классов

3.4

Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома.

Сентябрь-май 2023/2024

Шамшура М.К. и классные руководители 1-4 классов

Раздел 4. «Обращение с отходами»

4.1

Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования

Сентябрь-май 2023/2024

Клюев В.В., учитель химии

4.2

Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья

Сентябрь-май 2023/2024

Клюев В.В., учитель химии

4.3

Выполнить план действий на год по минимизации отходов в школе

Сентябрь-май 2023/2024

Клюев В.В., учитель химии

4.4

Создать на пришкольной территории приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.)

Сентябрь-май 2023/2024

Клюев В.В., учитель химии

4.5

Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче

Сентябрь-май 2023/2024

Клюев В.В., учитель химии

Раздел 5 . «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)»

5.1

Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте (на его части) или на прилегающей местности (не реже одного раза в год).

 

Сентябрь-май 2023/2024

Клюев В.В., учитель химии

5.2

Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал,  созданный учащимися (не реже одного раза в год).

Сентябрь-май 2023/2024

Клюев В.В., учитель химии

5.3

Подготовить, организовать и провести информационные экологические  мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью и др.  (не реже одного раза в год).

Сентябрь-май 2023/2024

Клюев В.В., учитель химии

5.4

Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ (не реже одного раза в год).

Сентябрь-май 2023/2024

Шамшура М.К., руководитель УМО классных руководителей, учитель начальных классов,  Клюев В.В., учитель химии и классные руководители 1-11 классов

Раздел 6.  «Качество атмосферного воздуха»

6.1

Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования

Сентябрь-октябрь 2023, апрель-май 2024

Клюев В.В., учитель химии

 

 

свернуть

Презентация Дикий луг