Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска
Государственное учреждение образования
"Средняя школа № 24 г. Витебска имени М.Ф. Маскаева"
Фитнес для мозга.
Зрительная гимнастика как средство стимуляции мозга.
Сейчас глазодвигательная гимнастика рассматривается и как гимнастика мозга. С ее помощью можно улучшить внимание, память, мышление и речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снизить утомляемость и повысить способность к произвольному контролю.
Глазодвигательные упражнения эффективны в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Это важно в условиях инклюзивного образования, т.к. дети с ОПФР обучаются теперь практически в каждой школе, и все педагоги встречают такую категорию детей.
Конечно, глазодвигательная гимнастика подходит и нормотипичным детям. Она может использоваться со всеми школьниками и дошкольниками.
Педагоги могут включать ее, как паузу для переключения или после для снятия напряжения в занятия особенно, где дети работали глазами долгое время при рисовании, письме, чтении, а также перед занятиями с целью активации учащихся, подъема их тонуса, работоспособности, улучшения внимания.
Глазодвигательная гимнастика относится к разделу кинезиологии. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Упражнения построены так, что приносят пользу мозгу. Кинезиологические упражнения воздействуют на те участки, которые раньше не принимали участия в обучении и развитии, и позволяют решить таким образом проблему неуспешности ребенка. Включается компенсаторный механизм и, следовательно, включаются резервные зоны головного мозга. Это возможно благодаря нейропластичности мозга.
Как глазодвигательная гимнастика улучшает работу мозга?
За движение глаз отвечает 5 черепно-мозговых нервов:
-тройничный;
-лицевой;
-отводящий;
-глазодвигательный;
-блоковой.
Все ядра этих черепно-мозговых нервов находятся в стволе мозга. А ствол мозга отвечает у нас за функционирование первого блока мозга, т.е. энергитеческий блок. Насколько человек активен, внимателен, работоспособен определяет именно первый блок мозга. В тот момент, когда глаза движутся, задействуются все 5 черепно-мозговых нервов. Импульс от них идет в ствол мозга, а значит, он активируется. Таким образом, глазодвигательные упражнения можно назвать фитнесом для нашего мозга, т.к. способствуют повышению его энергетики.
Существуют определенные правила выполнения глазодвигательных упражнений:
Голова должна быть неподвижна. Движутся одни глаза. При необходимости голова фиксируется рукой.
В комплекс включаются упражнения на отслеживание предмета глазами вначале по основными направлениям (верх, низ, вправо, влево, к переносице и от переносицы), затем по диагональным направлениям, потом очень постепенно в этот процесс включаются движения языка (самые простые).
При отработки упражнений внимание ребенка привлекается яркими игрушками, предметами, картинками, ручками с яркими наконечниками. Чем старше дети, тем стимулы становятся символичнее.
Сначала ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым. Затем следит за движением предмета в вытянутой своей руке. Потом выполняет движения глазами без опоры.
Уважаемые коллеги, глазодвигательные упражнения не требуют дорогостоящего и сложного в изготовлении оборудования. Их очень быстро можно разучить с детьми и использовать в своей работе.
свернутьДети за компьютером
Компьютер и зрение
Влияние компьютера на зрение человека связано с особенностями восприятия неестественного для наших глаз изображения.
Картинка на мониторе состоит из пикселей – отдельных мерцающих и светящихся точек, не имеющих четких границ, — из-за чего она менее контрастна, чем печатная.
Глаза вынуждены напрягаться, постоянно менять положение хрусталика, чтобы сохранить целостное видение объектов на экране. Мерцание изображения приводит к перегрузке зрительного тракта и редкому морганию, что нередко вызывает синдром «сухого глаза».
Еще одно отклонение в работе зрительного органа называется спазмом аккомодации — способности хорошо различать предметы на разных расстояниях. В норме при фокусировке взгляда на объектах разной удаленности глазная мышца, контролирующая хрусталик, расслабляется и напрягается.
При работе на близком расстоянии к монитору возникает патологическое напряжение цилиарной мышцы и предпосылки для формирования близорукости.
Как сохранить зрение при работе за компьютером
Как правильно работать за компьютером для зрения
• Постоянное переключение зрения с монитора на клавиатуру и обратно.
Зрительная усталость зачастую бывает вызвана необходимостью переводить взгляд с экрана на клавиатуру, печатные тексты. Эти предметы обладают разной контрастностью, яркостью и неодинаково освещены, что утомляет глаза и ухудшает зрение.
Располагайте рабочие материалы ближе к экрану, освойте десятипальцевый метод печати, чтобы не делать лишних движений глазами.
• Неправильные настройки монитора
Если правильно «подогнать» под себя параметры настроек экрана, можно значительно снизить риск переутомления глаз.
Подберите оптимальное соотношение яркости дисплея и освещения вокруг монитора. Выставите комфортный уровень контрастности, цветовой температуры, разрешения и частоты обновления. Изменение дистанции просмотра так же сделает пребывание у компьютера более безопасным.
• Неправильная организация рабочего места
Хорошо организованное рабочее место так же влияет на здоровье глаз. Монитор следует располагать в углу комнаты, задней панелью к стене. Освещение должно быть комфортным, не слишком ярким, чтобы не возникали блики на поверхности экрана. Оптимальное расстояние до компьютера — 45-70 см.
• Отсутствие перерывов в работе
Длительное нахождение в одной позе, зрительное напряжение чревато проблемами со зрением и позвоночником. Не забывайте отдыхать от работы в течение 10-15 минут каждый час: поморгайте глазами, вращайте глазными яблоками в разные стороны, переводите взгляд с близкого предмета на далекий. Подробнее здесь: «Упражнения для снятия напряжения в шее и в глазах»
Симптомы негативного воздействия компьютера на зрение
В 1998 г. ученые из США ввели термин «компьютерный зрительный синдром». Это понятие обозначает расстройство зрения, вызванное влиянием компьютера на зрение человека. По данным исследователей, синдром возникает каждый день у 40% пользователей и время от времени — у 92%. Выделяются следующие признаки синдрома:
• Жжение и ощущение «песка» в глазах
• Покраснение конъюнктивы
• Помутнение зрения
• Двоение в глазах
• Головные боли
• Сухость глаз
• Боли в шее и спине
Влияние компьютера на зрение школьника
Перечисленные симптомы характерны не только для взрослых.
Дети так же испытывают отрицательное воздействие длительного сидения у монитора, если не соблюдают зрительный режим. Нагрузка на зрение может привести к близорукости, так как оптический аппарат школьников находится на стадии формирования и чувствителен к сильному напряжению. Нервная система ребенка слишком слаба, чтобы регулировать процесс возбуждения, и он может не заметить первые признаки переутомления. Поэтому в младших и средних классах ребенка не стоит оставлять с экраном один на один. Родителям следует постепенно прививать полезные привычки в работе за компьютером.
Общие рекомендации
Компьютер стал уже неотъемлемой частью жизни современного общества. Портится ли зрение от компьютера? Ответ на вопрос зависит от конкретного пользователя, ведь соблюдая несложные рекомендации, можно избежать негативных последствий для зрения:
• Посещайте офтальмолога и не занимайтесь самолечением.
• По возможности сократите время, проведенное за монитором.
• Используйте искусственную слезу.
• Надевайте для работы специальные компьютерные очк
и.
• Выполняйте гимнастику для глаз.
свернуть