Информационно-экологические мероприятия

Задание 5.3. Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения

Круглый стол «Экология: важно, нужно, интересно!»

Место проведение: ГУО «Средняя школа №24 г. Витебска

имени М.Ф. Маскаева»

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

С целью формирования экологической культуры старшеклассников через привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, 10 июля 2021 года на базе ГУО «Средняя школа № 24 г. Витебска имени М.Ф. Маскаева» планируется проведение круглого стола с местным населением микрорайона Тарный по теме «Экология: важно, нужно, интересно!», который будет посвящен самой важной из экологических проблем- проблеме отходов.

Учащиеся и приглашенные гости  разделятся на группы: экологи, журналисты, эксперты, экологические маркетологи и работники ЖКХ. Журналисты предложат информацию к размышлению «Законы экологии». Экологи проведут виртуальный экологический рейд по городу, чтобы выяснить, выполняют ли законы экологии его жители. Работники ЖКХ познакомят с Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. №271-3 «Об обращении с отходами». Совместно с экологическими маркетологами будет составлена памятка «Правила раздельного сбора отходов». Эксперты подведут итоги. Подводя итоги мероприятия, каждый из присутствующих ответит на вопрос: «Как сделать так, чтобы каждый человек соблюдал законы экологии?». Ответы учащихся рациональными и правильными, что может свидетельствовать об успешности проведённого мероприятия.     

Круглый стол «Природа не прощает ошибок»

 Цель:формирование экологической культуры учащихся через привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере.

Задачи:

  • расширить и систематизировать знания о видах загрязнения окружающей среды и основных источниках загрязнения;
  • совершенствовать умения и навыки работы с разними источниками знаний;
  • способствовать воспитанию патриотизма и любви к природе;
  • пропагандировать экологические идеи.

 Участники (45 человек):

  • 9 «Б» Богданова Анастасия, Владыковский Иван, Горбачонок Егор, Горбукова Анна, Грибун Илья, Дашкевич Дарья, Дашкевич Илья, Ковалевская Стела, Мартюшев Иван, Маськова Оксана, Матвеев Илья, Павленко Анна, Правилов Александр, Селютенко Илья, Словас Евгения, Хомченко Иван, Чернобрисова Александра, Юлюкевич Егор, Юркевич Екатерина
  • 9 «А» Бодрицкий Максим, Бойко Анастасия, Буйницкий РадомирВурганова Анастасия, Дадашов Рустам, Елистратова Александра, Замостоцкая Виктория, Казеко Евгений, Кальнин Ян, Козлова Татьяна, Котова Екатерина, Малыхина Мирослава, Мацкевич Артур, Половцева Яна, Пузанова Арина, Тимашков Тимофей, Трачев Матвей.
  • 11 Беззубенко Дмитрий, Башкевич Юрий, Матыгин Владислав, Колесникова Мария, Кучинская Ольга, Зубарева Арина, Зубрина Диана, Шабанова Анастасия, Исаева Анна

Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово.

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

На заседании круглого стола приглашены экологи, журналисты, эксперты, экологические маркетологи и работники ЖКХ.

  1. Информационный блок «Законы экологии».

Выступление журналистов.

Американский учёный Барри Коммонер сформулировал четыре закона экологии.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

  1. Виртуальный экологический рейд.

Выступление экологов.

Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?

  • Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву. Вот и первое нарушение. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

(Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение).

  • Посмотрите, вода в реке грязная, сверху плавают жирные пятна. Вот и второе нарушение. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

(Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение).

  • Около домов - свалки бытового мусора. Вот и третье нарушение. Жильцы домов мусор выбрасывают около подъезда. Чем это нарушение грозит нам с вами? Какой экологический закон нарушен? Как правильно поступить в этой ситуации?

(Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение).

  • Вот и четвертое нарушение. Вы только посмотрите, что делается около контейнеров. Контейнеры забиты различным мусором: здесь бумага и пластик, стекло и батарейки, электроприборы… Может это единичный случай?! Чем это нарушение грозит городу? Какой экологический закон нарушен? Как правильно поступать в данном случае?

(Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение).

  1. По страницам Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. №271-3 «Об обращении с отходами».

Выступление работников ЖКХ.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. №271-3 «Об обращении с отходами», каждый гражданин нашей страны обязан проводить раздельный сбор отходов. Все коммунальные отходы, образующиеся на территориях населенных пунктов, подлежат сбору и удалению в санкционированных местах хранения и захоронения отходов.

Отходы, образующиеся в процессе осуществления жизнедеятельности человека, подразделяются на следующие виды: Твердые коммунальные отходы (ТКО) - отходы потребления, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека: предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления, которые не могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторсырья и не относимые к исключенным отходам.

Вторичные материальные ресурсы (ВМР) - отходы, которые могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторсырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по их использованию: макулатура, стеклобой, некоторые виды пластмасс, текстиль.

Макулатура: газеты, журналы, рекламные листовки, книги, бумажные пакеты, коробки, картон.

Стекло: стеклянные бутылки, банки, оконное стекло.

Пластик: пластиковые бутылки и упаковка для бытовой химии. Отходы сложнобытовой техники: телевизоры, холодильники, стиральные машины и т.п.

  1. Правила раздельного сбора отходов.

Выступают экологические маркетологи.Давайте сформулируем правила раздельного сбора мусора и оформим в виде памятки.

ПРАВИЛА РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ОТХОДОВ

(ВЫБРАСЫВАЕМ ОТХОДЫ В ПРАВИЛЬНЫЙ КОНТЕЙНЕР)

МАКУЛАТУРА: газеты, журналы, рекламные листовки, книги, бумажные пакеты, коробки, картон. НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ в контейнер для макулатуры упаковку «ТетраПак», бумагу для факса, термобумагу, обои, фотобумагу.

Совет: выбрасывайте сухую макулатуру, иначе она становится непригодной к переработке. Ненужные и старые книжки занесите в библиотеку неподалёку от дома.

СТЕКЛО: стеклянные бутылки, банки, оконное стекло. НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ в контейнер для стекла автомобильное стекло, зеркала.

Совет: с бутылок нужно снимать все этикетки.

ПЛАСТИК: пластиковые бутылки и упаковка для бытовой химии. НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ в контейнер для пластика упаковку «ТетраПак», подгузники, металлизированную пленку, пластиковые электронные приборы, кабели, игрушки, плёнку, контейнеры из-под яиц.

Совет: ПЭТ-бутылки нужно сжимать, чтобы не занимать лишнее место в мусоровозе и не тратить время и деньги на его лишние поездки. Также, с бутылок необходимо снимать крышечки, так как данный тип пластика у нас не перерабатывается. И выливайте остатки жидкости из ёмкости (особенно зимой), чтобы облегчить процесс опрессовывания.

Отходы сложнобытовой техники (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т.п.) и ртутьсодержащие отходы сдаются на склад по переработке вторсырья, который расположен по ул. Дайнеко, г.п. Белыничи.

Сортируй свои отходы. Возьми за правило. Выработай привычку.

  1. Подведение итогов.

Выступают эксперты.

Выбрасывая что угодно в мусорный бак, мы, образно говоря, выбрасываем не просто вещь, но и ресурсы, которые были затрачены на производство (затраты энергии, воды, полезных ископаемых и т.п.). Кстати, каждый из нас является маленькой фабрикой по производству отходов, с ежегодным объемом продукции в более чем 400 (!) кг. Дальше – больше. Общество прогрессирует, природные ресурсы истощаются, а объемы мусора лишь увеличиваются. В случае, если хотите помочь окружающей среде, начните с малого – сортируйте мусор в домашних условиях.

Итак, сортировать мусор нужно, чтобы:

- уменьшить количество мусора, которое не идёт на переработку и вторичное использование, а закапывается на специальных полигонах для «захоронения» мусора.

- снизить расходы на вывоз мусора. Чем больше мы сортируем мусора и чем больше старых предметов отправляем на вторичное использование, тем меньше отходов остаётся в контейнере и тем меньше надо платить за их вывоз.

- экономить энергию и природные ресурсы. Например, ПЭТ-материал (из которого производят пластиковую упаковку для напитков, и который получают из невозобновляемого природного ресурса – нефти) можно перерабатывать вплоть до 30 раз, а стекло перерабатывается бесконечное количество раз.

  Делай то, что в твоих силах, и знай – это ты делаешь нашу страну лучше!

  1. Рефлексия.

Дискуссия по вопросам:

- Является ли актуальной тема круглого стола для вас?

- Что нового вы узнали?

- Выполняете ли вы законы экологии?

- Сортируете ли вы твердые отходы? Сортируют ли мусор в вашей семье?

- Как сделать так, чтобы каждый человек соблюдал законы экологии?

 

 

Субботник

08.02.2021
Творческая группа учителей ГУО "Средяя школа № 24 г. Витебска имени М.Ф. Маскаева"приводит в порядок территорию школу,организовав субботник.

Анкетирование учащихся и их родителей «Экологический вопрос»

08.02.2021

Анкетирование «Экологический вопрос» проведено в ГУО «Средняя школа №24 г.Витебска имени М.Ф. Маскаева» среди учащихся и их родителей. Анкетирование проводили члены творческой группы.
Цель: изучение мнения молодёжи по экологическим проблемам.
Анкета состояла из 35 вопросов. Если перечисленные варианты ответов не отражали в полной мере мнение респондентов, им было предложено вписать свои варианты. Однако, как показал опрос, подавляющее большинство участвовавших в анкетировании, неохотно прибегают к собственному варианту ответа, предпочитая ограничиваться предложенными. Опрошено 29 учащихся (10-11 классы) и 20 взрослых. Анализ анкетирования показал, что молодёжь в целом не удовлетворена состоянием окружающей среды. Главными проблемами экологического неблагополучия города респонденты отметили: загрязнение атмосферы выбросами с заводов; выхлопными газами, периодическая подача грязной питьевой воды; сброс воды линёвок в реку; нахождение на водоохранной зоне предприятия; увеличение температурного режима, что приводит к росту сине-зелёных водорослей; сильное загрязнение городских мусорок бытовым мусором; разбитые городские улицы, огромные выбоины на дорогах, которые приводят к поломке машин с последовательным вытеканием топлива. Респонденты (родители) считают, что решить данные проблемы могут: организации, отвечающие за контроль и охрану окружающей среды, местные органы власти жители города. Было предложено: посадка плодовых деревьев под названием «Сад будущего»; создать экологический десант; правильный разбор бытовых отходов; использование экологических упаковок. При ответе на вопрос «Интересуют ли тебя экологические катастрофы, происходящие на планете?» учащиеся ответили следующим образом: ДА – 6 человек, ОТЧАСТИ – 15 человек, НЕТ – 8 человек. При ответе на вопрос «При проведении классных и общешкольных мероприятий биологического и экологического содержания ты…» учащиеся ответили: ОХОТНО ВЫСТУПАЮ В СОСТАВЕ КОМАНДЫ - , ЧАЩЕ ВСЕГО Я АКТИВНЫЙ БЕЗДЕЛЬНИК - , НЕ УЧАСТВУЮ АКТИВНО - При ответе на вопрос «Как вы считаете, что сегодня надо делать в первую очередь, чтобы сохранить наш город экологически чистым?» учащиеся предлагают самим не мусорить, бороться с загрязнениями окружающей среды предприятиями, транспортом; информировать окружающих (родных, друзей) о пагубности загрязнения городской среды. Молодёжи города, ученикам нашей школы небезразлично состояние окружающей среды города Витебска, их волнуют многие экологические проблемы. При этом они активно сами участвуют в различных экологических акциях: убирают места захоронения солдат ВОВ и воинов-афганцев; убирают территорию школы; собирают макулатуру и металлолом; собирают пластмассовые крышки; делают кормушки; кормят птиц; собирают корм для приюта бездомных животных; принимают активное участие в озеленении участка школы; участвуют в субботниках и т.п., что немало радует. Уровень экологической культуры человека зависит: от неравнодушного отношения к природе, от желания помочь своему населенному пункту быть чище; по поведению в доме, во дворе; по чистоте своего рабочего места, уважительному отношению к окружающей среде; по желанию человека свести ущерб от своей деятельности к минимуму; по элементарной чистоплотности и соблюдению личных санитарно-гигиенических норм; по уровню экологических знаний и применению их в жизни. Для этого необходимо: углубить свои экологические знания; увеличить количество просмотров телепередач об окружающем мире; читать специальную литературу; встречаться со специалистами на лекциях; делать выводы из собственного опыта; вести разъяснительную работу с детства, воспитывая собственным примером.
Анализ анкет показал, что большинство респондентов интересуют экологические проблемы, что они хотели бы расширять свои экологические знания, посещать мероприятия, проходящие в школе, библиотеках и городе. Готовы участвовать и предлагать различные предложения по экологическому вопросу в отношении своего населённого пункта и близлежащей территории города.
В основе экологической культуры здоровье будущих поколений, страх за свое собственное будущее, а все живое на земле и желание сохранить красоту окружающей нас природы. Познавательный интерес к окружающему миру природы, радость от общения с ней, умение себя правильно вести, желание приносить пользу -все это присутствует у наших респондентов. Также есть осведомленность о главных экологических проблемах.

Экологическая акция "Посади дерево"

08.02.2021
Учащиеся и учителя ГУО "Средняя школа №24 г. Витебска имени М.Ф. Маскаева" приняли участие в экологической акции.
Задание 5.2 Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися