Водосбережение

3.1 Изучение потребления воды в школе

развернуть

3.1 Изучение потребления воды в школе

 

Цель: изучить эффективность потребления воды в школе.

Задачи:

- провести мониторинг использования воды в школе;

- проанализировать эффективность использования воды в учреждении образования.

Период выполнения: сентябрь  2021 года - май 2022 года

Количество человек, работавших по данному заданию – 47 учащихся 6-11-х классов.

Инициативная группа:

Артёмова Вероника

Борисенко Виталина

Булавко Павел

Васильева Милана

Головешко  Илья

Горбачёнок Илья

Дубинская Виктория

Дягель Василиса

Заика  Ярослав

Корнеев Иван

Кудрявцева   София

Лещинский Евгений

Макаров Максим

Малашонок Александр

Матвеев Кирилл

Матюк Ульяна

Медведева Вероника

Миронько Даниил

Образова София

Паничев Егор

Пашина Милана

Половцев  Алексей

Прокофьева Дарина

Руселик София

Слышанков Егор

Сорокин Евгений

Суравнёв Дмитрий

Танчук Александр

Ткачёв Егор

Шаханов Ярослав

Шкредова Валерия

Баранов Юрий

Питкевич Дарья

Юрчак Антон

Павленко Иван

Прокофьева Александра

Потапенков Александр

Марченко Алина

Солодкина Ульяна

Штыкова Анастасия

Синкевич Евгений

Жебентяев Владислав

Фрадкина Дарья

Сущенкова Милана

Лубова Василиса

Гришнева Вероника

Суходольская Елизавета

Косинец Никита

Ерохо Данила

Гусаков Егор

Голышева Кристина

Маловик Милана

          Учащимися планируется в течение периода с сентября 2021 года по май 2022 года проводить мониторинг эффективности действий по рациональному использованию воды в учреждении образования. 

           В результате учащиеся изучили уровень потребления воды в школе с сентября 2021 года по май 2022 года. Полученные данные были внесены в таблицу, по результатам исследования построен график.

 

Потребление холодной воды за сентябрь 2020 года - май 2021 года

Месяц

Всего (м.куб)

сентябрь

80

октябрь

40

ноябрь

150

декабрь

80

январь

95

февраль

101

март

51

апрель

56

май

65

ВСЕГО

718

 

 Средний расход воды за месяц составляет 80 м.куб.

 

 

 

 

 

Потребление холодной воды за сентябрь 2021 года - май 2022 года

Месяц

Всего (м.куб)

сентябрь

60

октябрь

70

ноябрь

102

декабрь

124

январь

95

февраль

124

март

51

апрель

56

май

65

ВСЕГО

747

 

 Средний расход воды за месяц составляет 83 м.куб.

 

 

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующий вывод: в течение периода изучения  наблюдается увеличение потребления воды в школе.

 

свернуть

3.2 Анализ ситуации по эффективности использования воды в школе

развернуть

Задание 3.2. Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составить план действий по ее сбережению

Цель: проанализировать ситуацию по эффективности использования воды в учреждении образования.

Задачи:

 - провести анализ использования воды;

 - выявить причины увеличения расхода  воды  в школе;

 - составить план действий по сбережению воды.

Период выполнения: октябрь 2021 года

Инициативная группа:

Артёмова Вероника

Борисенко Виталина

Булавко Павел

Васильева Милана

Головешко  Илья

Горбачёнок Илья

Дубинская Виктория

Дягель Василиса

Заика  Ярослав

Корнеев Иван

Кудрявцева   София

Лещинский Евгений

Макаров Максим

Малашонок Александр

Матвеев Кирилл

Матюк Ульяна

Медведева Вероника

Миронько Даниил

Образова София

Паничев Егор

Пашина Милана

Половцев  Алексей

Прокофьева Дарина

Руселик София

Слышанков Егор

Сорокин Евгений

Суравнёв Дмитрий

Танчук Александр

Ткачёв Егор

Шаханов Ярослав

Шкредова Валерия

Баранов Юрий

Питкевич Дарья

Юрчак Антон

Павленко Иван

Прокофьева Александра

Потапенков Александр

Марченко Алина

Солодкина Ульяна

Штыкова Анастасия

Синкевич Евгений

Жебентяев Владислав

Фрадкина Дарья

Сущенкова Милана

Лубова Василиса

Гришнева Вероника

Суходольская Елизавета

Косинец Никита

Ерохо Данила

Гусаков Егор

Голышева Кристина

Маловик Милана

         Учащимися был проведен анализ потребления воды, а также обследование всех кранов, сливных бочков в туалетах, кранов на кухне.

 

Итоги рейд – проверки:

  1. Анализ потребления воды показал, что самый большой расход воды наблюдается в школьной столовой (приготовление пищи, мытье посуды, мытье рук перед едой);
  2. Основным источником потерь воды в школе является неаккуратное использование кнопки слива бочков унитазов (чрезмерное вдавливание);
  3. Второй причиной потери воды являются плохо закрытые краны.

 

С результатами анализа потребления воды в школе были ознакомлены администрация школы, заместитель директора по хозяйственной части, учащиеся школы.

В целях экономного использования воды в государственном учреждении образования «Средняя школа №24 г. Витебска имени М.Ф.Маскаева»  в 2021/2022 учебном году необходимо провести следующие мероприятия:

 

  1. Регулярно проводить рейд проверки исправности водопроводных кранов по всей школе;
  2. Дежурным проверять краны в местах общего пользования после каждой перемены;
  3. Провести разъяснительную работу с учащимися, педагогами, техническим персоналом о значении воды, а также ознакомить со способами рационального использования воды в быту.

3.3 План действий по рациональному использованию воды в школе

 

Цель: уменьшить количество потребляемой воды в учреждении образования.

Задачи:

- довести до сведения учащихся, педагогов, хозяйственных служб план действий по сбережению воды в школе;

- проводить ежегодный мониторинг эффективности данных действий.

Период выполнения: сентябрь 2021 года - май 2022 года

              Учащимися планируется в течение периода с марта 2020 года по май 2020 года проводить мониторинг эффективности действий по рациональному использованию воды в учреждении образования. 

План действий

по сбережению воды

в ГУО «Средняя школа №24 г.Витебска имени М.Ф.Маскаева»

 

№п /п

Меропиятия

Срок исполнения

Ответственные

1

Осмотр системы водоснабжения. Ремонт и замена поврежденного оборудования водоснабжения

постоянно

Завхоз

2

Регулярно проводить рейды- проверки исправности кранов

постоянно

Завхоз, участники проекта

3

Анализ расхода воды в ГУО «Средняя школа №24 г.Витебска имени М.Ф.Маскаева»

2 раза в год

Руководство учреждения образования

4

Выключать за собой краны в местах общего пользования после каждой перемены

постоянно

Учащиеся, дежурные учащиеся и учителя

5

Обновлять таблички «Экономьте воду», «Берегите воду» в местах пользования водой

январь,

апрель 2022

Шамшура М.К.

6

Составить памятки по экономному использованию воды в школе

декабрь, январь 2021

Шамшура М.К.

7

Проведение мероприятий для учащихся школы по экономии воды

2021/2022 уч.год

Кл.руководители

8

Проведение информационно- разъяснительной работы с учащимися и родителями по экономии воды

2021/2022 уч.год

Кл.Руководители

Учащимися 3 класса были разработаны и подготовлены яркие таблички «Берегите воду», которые были размещены в местах пользования водой.

Берегите воду!

свернуть

3.4 Анализ потребления воды дома

развернуть

Изучение потребления воды дома

 

Цель: найти пути экономии воды в быту и доказать, что воду возможно экономить.

Задачи:

- провести мониторинг использования воды дома;

- расширить знания о воде, как о важном факторе существования  жизни на Земле;

- объяснить необходимость и важность бережного отношения к воде в быту и в природе;

- найти пути решения проблемы водопользования и водосбережения;

- стимулировать поиск самостоятельных путей водосбережения;

- разработать памятки по рациональному использованию воды.

- информировать о проблеме сбережения воды в быту;

- научить обучающихся школы и родителей рационально использовать водные ресурсы.

Гипотеза: каждый человек в быту может сэкономить значительное количество воды, практически не затрачивая на это никаких усилий.

Предмет исследования: экономия воды в быту

Объект исследования: состояние воды и способы её экономии

Методы исследования: сбор информации, наблюдение, анализ, сравнение, анкетирование, обобщение.

Учащиеся 3-4 классов провели изучение потребление воды в домашних условиях.

Тема экономии воды является актуальной, так как на Земле с годами остаётся всё меньше чистой питьевой воды, и мы не должны допустить исчезновение источников.

Начать свое исследование мы хотим словами Антуана-де Сент-Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты какое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всём существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы.. Ты – величайшее в мире богатство, ты даёшь нам бесконечно простое счастье».

 «Экономия воды в быту» нацелена на повышение уровня информативности обучающихся нашей школы и их родителей, в вопросах эффективного использования воды в быту.

Количественные результаты:

- проведены классные часы по экономии воды в быту;

- проведена акция для младших школьников «Экономь воду дома»

- разработана листовка «Водосбережение»

 

 

 

 

Качественные результаты:

информационные и классные часы «Экономия воды в быту» позволили познакомить обучающихся с проблемой неконтролируемого потребления воды в быту, проведён семинар-тренинг по экономии воды.

- информировали подрастающее поколение об экологической проблеме, связанной с расточительным использованием воды, путях её экономии в быту;

Каждый месяц любая семья сталкивается с необходимостью выделять часть своего бюджета на оплату обязательных расходов, связанных с проживанием в квартире, и погашает счета по отоплению, электрике и так далее. По статистике третье место этого списка занимают траты, связанные с использованием воды для бытовых нужд.

Мы провели исследования по потреблению воды семьями наших учащихся.

 

Потребление воды  (в м3 в месяц)

на начало  исследуемого периода

Потребление воды  (в м3 в месяц)

на конец  исследуемого периода

 

Количество членов семьи

 

холодная

горячая

холодная

горячая

Артёмова Вероника

5

6

5

5

7

Борисенко Виталина

3

3

2

3

4

Булавко Павел

3

2

3

2

4

Васильева Милана

2

2

2

2

3

Головешко  Илья

3

3

2

3

4

Горбачёнок Илья

5

5

5

4

6

Дубинская Виктория

4

4

3

3

5

Дягель Василиса

3

3

3

2

2

Заика  Ярослав

7

 

6

 

3

Корнеев Иван

5

5

5

4

5

Кудрявцева   София

3

4

3

3

4

Лещинский Евгений

6

 

5

 

4

Макаров Максим

3

4

3

4

5

Малашонок Александр

3

2

3

2

3

Матвеев Кирилл

3

3

3

3

4

Матюк Ульяна

2

2

2

2

2

Медведева Вероника

5

5

5

4

5

Миронько Даниил

3

2

2

2

4

Образова София

3

3

3

3

4

Паничев Егор

4

3

3

3

4

Пашина Милана

5

4

4

4

5

Половцев  Алексей

3

4

3

3

4

Прокофьева Дарина

6

5

5

5

6

Руселик София

7

 

6

 

4

Слышанков Егор

3

3

3

3

4

Сорокин Евгений

2

2

2

2

2

Суравнёв Дмитрий

7

 

6

 

5

Танчук Александр

5

 

5

 

3

Ткачёв Егор

7

 

7

 

5

Шаханов Ярослав

6

 

5

 

3

Шкредова Валерия

4

4

4

3

5

Баранов Юрий

3

3

3

3

3

Питкевич Дарья

3

4

3

3

3

Юрчак Антон

5

4

4

4

5

Павленко Иван

3

3

3

3

4

Прокофьева Александра

3

2

3

2

3

Потапенков Александр

3

3

3

2

3

Марченко Алина

3

4

3

3

3

Солодкина Ульяна

3

4

3

4

4

Штыкова Анастасия

3

2

3

2

3

Синкевич Евгений

3

3

3

2

3

Жебентяев Владислав

5

 

5

 

2

Фрадкина Дарья

3

3

3

2

3

Сущенкова Милана

3

4

3

3

4

Лубова Василиса

3

3

3

3

3

Гришнева Вероника

3

4

3

3

4

Суходольская Елизавета

3

3

3

3

4

Косинец Никита

4

3

3

3

3

Ерохо Данила

4

5

4

4

4

Гусаков Егор

5

5

5

4

6

Голышева Кристина

3

2

3

2

3

Маловик Милана

2

3

2

3

3

Всего

203

153

181

132

 

Измерение потребления воды проводились в 2 этапа: первоначальные в сентябре 2021 года.

               

        Далее проводилось изучение вопросов потребления воды. Разрабатывались рекомендации по уменьшению объема воды.

Способы экономии воды в быту

Первый шаг к экономии воды – изменение своих поведенческих привычек в ее отношении. 10 самых простых решений способны сберечь вам и деньги, и нервы:

  1. Стирайте вещи только при полной загрузке машины. Ведь сколько бы вы в нее не положили, расход на один цикл у нее одинаков;
  2. Отключайте воду в те моменты, когда она вам не нужна. Например, когда намыливаетесь в душе, наносите маски, шампунь, кондиционеры;
  3. Принимайте душ, а не ванну. Это поможет сэкономить до 50-100 литров воды каждый день;
  4. Используйте минимум воды для мытья посуды. Для этого закрывайте пробкой сливное отверстие, наполняйте раковину, а далее воду используйте только для финального полоскания. Нет пробки – используйте таз. Практично и ничего покупать не нужно;
  5. Для чистки зубов поток воды не нужен – набирайте воду в стакан и используйте ее для полоскания щетки и зубов;
  6. Для мытья плиты, фасадов кухни и окон набирайте воду в миску или таз – и вам не нужно будет постоянно возвращаться к крану, и сэкономить сможете 5-10 литров;
  7. Воду после мытья полов и окон не выливайте – отнесите ее в туалет. Она вполне пригодна для смывания нечистот и сэкономит вам от 10 до 40 литров воды, которые затрачиваются на смыв;
  8. Достаньте продукты из морозилки вечером! И тогда вам не придется размораживать их под струей горечей воды. Более того, в них сохранится больше питательных веществ;
  9. Лидером потребления воды в доме является… унитаз. Ведь при каждом смыве он выливает до 10 литров. Уменьшить его «мощность» можно, сдвинув поплавок на 2-5 делений вниз. Если у вас иная система, вы можете разместить внутри бачка 2-литровую бутыль с грузом – она вытеснит соответствующий объем при заполнении и уменьшит расход по 2 литра на каждый смыв. Кроме того, можно использовать двойную кнопку на бачок. Нажатие на одну кнопку сливает 2-4 литра воды. При потребности в более внушительном сливе нужно лишь нажать вторую – и она сольет весь объем.

  

Ребята стремились следовать рекомендациям, придерживаться правилам экономии.

   

 

 

При этом следует помнить, что ребята стремились не просто изменить показатель объёма потребления воды, а изменить свои привычки, а это длительный процесс. Повторное измерение проводилось в апреле 2022 года. По результатам таблицы очевидно, что в масштабе одной семьи результат практически не заметен, однако, если посчитать результаты в масштабе испытуемых, то объем сэкономленной воды имеет внушительные цифры.

С целью распространения информации о способах экономии водных ресурсов нами были подготовлены  и распространены буклеты, памятки среди населения микрорайона Тарный.

 

Среди учащихся 3-4 классов была проведена анкета «Использование Воды в доме». Всего в опросе приняли участие 57 человек. Анкетирование проходило  в сентябре 2021 года. Результаты анкеты приведены ниже посредством круговых диаграмм.

 

Анкета: «Использование воды в доме»

 

  1. Какие смесители установлены в доме (квартиры)?
  • рычажного типа
  • отдельно холодная/горячая вода
  • два режима включения напора воды (сильный/средний) – для рычажных смесителей

 

  1. Установлена ли в сливном бачке унитаза кнопка экономного режима слива воды?
  • да
  • нет

 

  1. Имеется ли в головке душа переключатель напора подачи воды?
  • да
  • нет

 

  1. Что Вы чаще всего принимаете?
  • душ
  • ванну

 

  1. Выключаете ли Вы воду, когда чистите посуду или выполняете работу, не требующую использования потребления воды?
  • да
  • нет

 

  1. Происходит ли утечка воды?
  • да
  • нет
  • своевременно устраняется

 

  1. Используется ли для мытья посуды посудомоечная машина?
  • да
  • нет
  • редко (после посещения гостей)

 

 

 

Результаты анкетирования

В результате анкетирования было установлено, что у большинства учащихся в доме (квартире) установлены:

*сместители с раздельной подачей холодной и горячей воды;

*унитазы с кнопкой экономного режима слива;

*отсутствует переключатель напора подачи воды на головке душа.

Также большинство членов семей учащихся предпочитают принимать ванну и не выключают воду при мытье посуды.

Большинство семей своевременно устраняют утечку воду и лишь 3%  имеют посудомоечную машину.

 

 

 

 

свернуть